Итальянские поезда: какие они

Вообще, информация о том, какие вообще поезда бывают в Италии, не является сокровенным знанием. Исчерпывающий список категорий поездов можно найти, например, в итальянской википедии. А мне вот захотелось представить вашему вниманию всё необходимое чуть в иной группировке и в виде краткой схемы с подробными пояснениями.

Поезд в ИталииКартинка кликабельна и с удовольствием открывается в полный размер

Если брать страну в целом, то бóльшую часть пассажирских перевозок выполняет государственная компания Trenitalia. Поэтому в основном информация относится к её поездам. Но есть довольно крупные региональные операторы (особенно на Юге и Trenord в Ломбардии) и даже один национальный, и о них тоже важно упомянуть.

Итак,

1. Пригородные поезда – некий аналог немецкого S-Bahn или французского RER. Обслуживают метрополисы и проходят через город насквозь (в центре по подземному туннелю). Назначение таких поездов понятно: найти остановку поблизости (не ехать на вокзал) и ехать куда-то недалеко.

В Италии обнаружены в трёх городах:

  • Милане (называются Suburbano и обозначаются в расписании буквой S) – это как раз Trenord;
  • Турине (называются SFM) – совместный проект Trenitalia и местных властей;
  • Неаполе (считаются линией M2 неаполитанского метрополитена, хотя по сути это именно пригородная электричка, принадлежащая Trenitalia).

2. Региональные поезда – сравнительно малокомфортные поезда, следующие на небольшие расстояния (примерно до 250 км). Имеет смысл пользоваться, если путь не превышает полутора часов. Иначе имеет смысл подумать о более быстрых поездах (если они есть).

Делятся на 2 подкатегории:

  • «обычные» региональные (Regionale, R в расписании)
  • скорые региональные (Regionale veloce, RV)

У ломбардской компании Trenord и южнотирольской SAD есть собственный аналог RV – RegioExpress (RE).

В среднем поезда RV ходят заметно быстрее, чем R (и пропускают больше остановок), но у этого правила масса исключений.

Поезд в ИталииРегиональный поезд в Тоскане

3. Дальние поезда. Дневные поезда состоят из сидячих вагонов с общим салоном и вагонов из сидячих 6-местных купе. Поезда, следующие в пределах Италии, называются InterCity (IC в расписании). Поезда, пересекающие границу – EuroCity (EC). К последним относятся и немецко-австрийские поезда, связывающие Италию с Мюнхеном.

Эти поезда по скорости обычно сопоставимы с RV, но заметно комфортабельнее, и проезд на них внутри Италии сравнительно недорогой. Можно спокойно ехать 3-4 часа, но если путь дольше, то я бы поискал альтернативу.

Высокоскоростные поезда первого поколения (проект Pendolino) ныне тоже разжалованы в категорию InterCity. Эксплуатируются они, насколько я замечал, только на линии Рим – Неаполь – Реджо-ди-Калабрия.

Ночных поездов в Италии, как и вообще в Европе, мало. В них есть спальные вагоны различных категорий, а также и сидячие. В зависимости от того, пересекают ли они границу, они называются либо InterCity Notte (ICN), либо EuroNight (EN). Ночные поезда имеют интересную особенность: глубокой ночью они не останавливаются даже на крупных станциях, чтобы не нарушать покой спящих пассажиров высадкой и посадкой.

4. Высокоскоростные поезда государственных железных дорог называются «стрелами» (freccia по-итальянски) и отличаются «цветами». Подходят для путешествий на любые расстояния, если устраивает сравнительно высокая цена. Ведь путь мало не через всю страну от Милана до Бари «стрела» буквально пролетает менее чем за 7 часов. А дорога от Рима до Неаполя займёт всего час.

  • Frecciabianca (FB, читается «фрэччабьянка», белая стрела), строго говоря, высокоскоростным поездом не является. Она пошустрее InterCity, конечно, но чаще ходит по обычным дорогам, а не по специальным высокоскоростным магистралям – в отличие от двух следующих более современных категорий.
  • Frecciarossa (FR, читается «фрэччаросса», красная стрела) – самый быстрый и самый, на мой взгляд, комфортабельный класс дневных поездов. Особенно, по слухам, дарит удовольствие от поездки их последнее поколение Frecciarossa 1000, с которым мне пока лично познакомиться не удалось. Только на линии Турин–Милан–Болонья–Рим–Салерно эта серия ходит.
  • Frecciargento (FA, читается «фрэччарджэнто», серебряная стрела) – эти стрелы появились самыми последними, но они не превосходят красные, а совсем наоборот. Предельная скорость всего-то 250 км/ч.

Кроме того, в Италии есть второй (и единственный негосударственный) оператор скоростных поездов, работающий под торговой маркой Italo. Пользоваться его услугами мне не довелось, только снаружи эти бордовые составы видел.

Поезд в ИталииСкоростной поезд .Italo

«Настоящие» скоростные поезда (FR, FA и Italo) не только используют специальные магистрали, но и имеют очень мало остановок. Во всей Италии на данный момент 24 города, соединённых этими поездами.

5. Специальные поезда. Я к этой категории отнёс два поезда, связывающие два крупнейших аэропорта Италии Рим-Фьюмичино и Милан-Мальпенса с соответствующими городами. Первый называется «Леонардо-Экспресс», второй – «Мальпенса-Экспресс». Последний, впрочем, на самом деле ни разу не экспресс.

В сущности, это чуть более комфортабельные региональные поезда по специальной цене. Ничто человеческое не чуждо итальянским железнодорожникам, в том числе и общераспространённое желание обобрать авиапассажиров.

У негосударственных (региональных и частных) железнодорожных компаний есть ещё свои категории поездов, но они более-менее дублируют вышеперечисленные, просто буквы другие.

Кроме того, в Италию заглядывают региональные и высокоскоростные (TGV) поезда из Франции и Швейцарии. Даже один нормальный российский поезд Москва–Ницца курсирует через Северную Италию от Больцано до Вентимильи.

Запись опубликована в рубрике Полезные советы туристам, Транспорт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *